Проекты → В какие игры играют дети?

Добавлено: 28.11.2012

Республика Беларусь
Город Гомель
УО «Гомельский государственный областной Дворец
творчества детей и молодёжи»
Клуб ЮНЕСКО «Дружба»
Шкаль Алексей, 9 класс
Научный руководитель Кулик Людмила Григорьевна,
куратор клуба ЮНЕСКО «Дружба»





Этот исследовательский проект был представлен на конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся «Ярмарка идей на Юго-Западе» в Москве в апреле 2012 года. Работа отмечена Дипломом I Степени

Тема сохранения детских подвижных игр как части славянской культуры актуальна, так как большинство современных детей ведут малоподвижный образ жизни. Их досуг заполнен компьютерными играми, просмотром фильмов или посиделками во дворе. Следствие этого - потери в здоровье, знаниях и развитии. Педагоги и психологи отмечают, что дети не знают и не умеют играть во многие народные и дворовые игры, которые были популярны ещё 20-30 лет тому назад.

Проблема
Подвижные игры, прежде всего, народные, дворовые, ушли из досуга современных детей.

Цель исследования
Привлечь внимание родителей, педагогов, детей и молодёжи к проблеме необходимости сохранения детской игровой культуры как части славянской культуры, важного компонента здорового образа жизни, средства развития активности, творчества, навыков живого общения и самореализации.

Объект
Учащиеся 1-11 классов, их родители и педагоги.

Предмет
Уровень информированности людей разных возрастов о содержании и развивающем потенциале народных и дворовых игр, а также причинах их исчезновения из досуга современных школьников.

Задачи
• провести анкетирование «В какие игры играют дети?»;
• определить список любимых игр людей разных поколений
• создать аннотированную картотеку «Любимые игры разных поколений»;
• предложить пути решения заявленной проблемы;
• разработать программу серии тренингов «Мир игры»;
• оформить мультимедийную презентацию «В какие игры играют дети?».
Рабочая гипотеза
Сокращение количества народных и дворовых подвижных игр в досуге современных детей препятствует сохранению национальной игровой культуры, формированию здорового образа жизни, а также навыков позитивного общения.

Предполагаемая новизна
В ходе исследования выясняется уровень информированности людей разных поколений о позитивном влиянии подвижных, в том числе, народных и дворовых игр, на развитие человека, а также негативных последствиях исчезновения этих игр из досуга современных детей. Определяются некоторые пути решения данной проблемы.

Этапы работы
1. Определение темы исследования и разработка плана исследования.
2. Сбор информации по теме исследования.
3. Разработка анкеты, проведение опроса, анализ итогов опроса.
4. Составление аннотированной картотеки «Любимые игры разных поколений».
5. Разработка программы тренингов «Мир игры» и её реализация.
6. Оформление мультимедийной презентации «В какие игры играют дети?»
7. Представление итогов работы исследовательской деятельности в средней школе № 21 г. Гомеля и клубе ЮНЕСКО «Дружба» Гомельского областного Дворца творчества детей и молодёжи.

Методы
• опрос;
• анализ итогов опроса;
• составление списка книг;
• изучение литературы, статей по теме проекта, интернет – источников.

2-4 КЛАССЫ

В опросе приняли участие 42 школьника. Они ответили на 4 вопроса анкеты.

1. Назови, пожалуйста, не менее 5 народных и дворовых игр, в которые ты часто играешь.

5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ИГР

№ Название игры Сколько респондентов назвали
1 Прятки 36
2 Догонялки 30
3 Казаки разбойники 8
4 Чай - чай выручай 8
5 Кен 8

Всего названо 33 игры, из них 4 спортивных (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол).

2. Перечисли, пожалуйста, названия подвижных и компьютерных игр, которые тебе нравятся.

5 ИГР, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ

1 GTA 6
2 Винкс 6
3 Стрелялки 5
4 Кэн 5
5 Догонялки 4

Всего названо 78 игр, из них 68 компьютерных.

Респонденты назвали всего 7 народных и дворовых игр, а также 3 спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей).

3. Какие игры для тебя более интересны: подвижные или компьютерные? Почему?
Подвижные игры привлекают 16 участников опроса.

Вот как они объясняют привлекательность подобных игр
• ….потому что надо бегать.
• … потому что можно выйти во двор и поиграть с друзьями…
• … потому что развиваемся и узнаём новое.
• … потому что можно бегать, интересно, весело…

Компьютерные игры считают более интересными 23 человека:
• … потому, что там картинки яркие.
• … потому, что я могу играть в стрелялки.
• … потому, что там, если умрёшь - заново начинаешь.
• … потому, что ты не устанешь, и не надо бегать.


4. Хотел (а) бы ты больше узнать о подвижных играх и чаще играть в них? Если «да» или «нет», то почему?

Хотели бы узнать больше о подвижных играх 40 респондентов:
• Хочу больше бегать и прятаться.
• Друг с другом интересно играть.
• Я повышу иммунитет.
• Можно поиграть весело, и научить других играть в эту игру.
• Игры выпускают из нас страх.

Не имеют желания узнать больше о подвижных играх 7 респондентов:
• Потому что они скучные.
Вывод
• Потому, что у меня и у моих друзей и так много игр. И ещё нельзя уделять играм много времени.
• Не хочу, потому что не хочу!

Выводы

1) дети 8-10 лет могут назвать только 7 подвижных игр, которые им нравятся. Можно утверждать, что в эти игры они играют.
2) 87% из игр, названных школьниками 2-4 классов, составляют компьютерные.
3) Подвижные игры привлекают 16 участников опроса(38%), а 23 участника считают более интересными компьютерные(54%).



4) Больше узнать о подвижных играх и играть в них хотят 40 респондентов. Это составляет 95% от количества всех опрошенных.


5-11 КЛАССЫ

Всего участвовало в опросе 126 школьников 11 – 17 лет.

1. Назовите, пожалуйста, какие народные и дворовые игры, которые Вы знаете.







5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ИГР В ЭТОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

1 Прятки 67
2 Казаки-разбойники 45
3 Догонялки (догони меня) 42
4 Классики 28
5 Кэн 26
Всего названо 45 игр.
Из них 12 спортивных.

2. Назовите, пожалуйста, 5 подвижных игр, в которые Вы часто играете.

5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ

1 Догонялки 36
2 Прятки (Московские) 18
3 Выбивалы 15
4 Прятки 15
5 Крокодил 12

Всего названо 67 игр.
Из них - 50 народных и дворовых, а также 17 - спортивных (футбол, волейбол и т.д.).
Футбол назвали 60 участников опроса, волейбол – 53 .

Вывод: у школьников 5-11 классов более популярны спортивные игры, например футбол или волейбол.

3. Полезны ли подвижные игры? Если «да» или «нет», то почему?

102 человека считают, что подвижные игры полезны (это составляет 81% от всех участников опроса)
• Поднимают настроение, развивают мускулатуру и гибкость, помогают отвлечься от проблем.
• Для детей нужен отдых от уроков, вылить свою энергию (плохую), отвлечься от проблем.
• Во время подвижных игр мы развиваемся.
• Дети двигаются, при этом они веселятся и играют. Ведь движение – это жизнь.
• Развивают тёплое общение.
• Развивают детей и очень интересны, к тому же полезны для здоровья. Это общение, эмоции, знакомство с новыми людьми.
Только 2 человека ответили отрицательно на этот вопрос(1,5%):
• можно остаться калекой,
• кто захочет играть в подвижные игры. Почти каждый человек имеет компьютерные.
Из 126 респондентов не ответили 22 человека(17,4%).
Выводы:
1) 81% ОПРОШЕНЫХ понимают полезность подвижных игр.
2) 17,4% затрудняются с ответом на этот вопрос.


4. Какие игры для тебя более интересны: подвижные или компьютерные? Почему?

Подвижные игры более интересны для 71 респондента (56% опрошенных):
• Постоянно двигаемся и развиваемся, а сидя за компьютером, не узнаешь ничего нового.
• Живое общение. Играя в них, мы делимся положительными эмоциями и интересной информацией и др.
• Ты общаешься с друзьями, дышишь свежим воздухом, расслабляешься.
• Интереснее проводить время с друзьями, чем в одиночку около компа
• Компьютер – нереальная игра, а ты можешь всё реально делать, потому – подвижные.
Компьютерные игры более интересны для 33 респондентов(26%):
• Они проще, их включаешь, и не бежишь за кем-то.
• Они олицетворяют реальность.
• Там отражается мир, можно сделать всё что захочешь, там можно быть уважаемым, при этом быть не тем, кто ты здесь.
• Есть большая интрига. Ты замираешь, когда очень важный момент, например, умрёт или не умрёт герой.
• Я очень ленивая.
22 человека не дали ответа на этот вопрос (17%).

5. Можно ли вернуть подвижные игры в жизнь современных детей? Если «да», то какие меры для этого нужны?

90 респондентов из 126 дают положительный ответ на этот вопрос(71,4%):
• Да нужно, например, играть с детьми в школах, рассказывать правила и показывать новые игры.
• Конечно, нужно почаще приобщать ребят к играм.
• Да, конечно, игры нужно вернуть. Больше проводить время с семьёй, с детства играть на свежем воздухе. Ограничить использование компьютера.
• Да,их можно преподавать на уроках физ-ры.
• Да, нужны площадки для игр.

7 респондентов из 126 дают отрицательный ответ(5,5%):
• Нет, не нужно. Современные дети сидят только около компьютеров.
• Нет, уже всем всё равно.
• Нет, это никому не надо.
8 респондентов написали: «Не знаю»(6,3%)

Выводы:
1) 90% опрошенных школьников 5-11 классов считают, что нужно вернуть подвижные игры в жизнь современных детей.




2) Для решения этой проблемы респонденты предлагают:
• Больше играть с детьми в школах.
• Больше внимания уделять игре в семьях.
• Играть в народные игры на уроках физкультуры.
• Оборудовать детские игровые площадки во дворах.



МНЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ.

Всего были опрошены 72 человека в возрасте от 18 до 67 лет. Статус - родители, педагоги, студенты.

1. Назовите, пожалуйста, 5 любимых игр вашего детства.

№ Название игры Сколько человек назвали игру
1. Прятки 52
2. Классики 37
3. Резинка 28
4. Казаки-Разбойники 25
5. Выбивалы 18

Всего названо 72 игры в том числе:
• 9 спортивных (футбол-9 человек, бадминтон, волейбол - по 3 человека и т.д.)
• 6 ролевых («Дочки-матери», «Школа», «Партизаны»).

2. Как Вы думаете, нужно ли сохранять и пропагандировать детские традиционные подвижные игры? Если «да» или «нет», то почему?

70 взрослых - участников опроса высказались за сохранение детских подвижных игр. Наиболее типичные аргументы:

… традиционные подвижные игры… способствуют развитию личностных качеств (педагог, 24 года);
…развивают опорно-двигательную систему, волевые качества, выдержку, дисциплину… воспитывают чувство дружбы, взаимопомощи, уважение друг к другу… (родитель-педагог, 32 года);
… игры развивают физ., умственные, творческие способности детей… Являются хорошей национальной традицией (родитель, 34 года);
Это здоровье и позитив (педагог, 52 года);
Развивают ребёнка: навыки общения, коммуникабельность. Каков ребёнок в игре, таким он будет, когда вырастет (Педагог дополнительного образования, 62 года);
В наше время начинают уже забывать такие игры. А значит, забывают свои традиции (студентка, 20 лет);
Игра – это ЗОЖ (педагог-родитель, 40 лет);
…игры – это, прежде всего общение (живое человеческое), укрепление своего здоровья, формирование умения подчиняться правилам (педагог, 42 года);
…умение работать в команде (педагог, 40 лет).

Из 72 взрослых – только 2 участника опроса высказались против таких игр:
• Нет. Я против пропаганды. Если хотят, пусть играют, а если не хотят, то не надо (студентка, 20 лет).

3. Почему, по Вашему мнению, народные и дворовые игры исчезают из досуга современных детей?

• Большая загруженность в школе, появление компьютера в семье, родители разрешают ходить в компьютерные клубы (педагог, 50 лет) (педагог, мать, 50 лет);
• Их вытесняют комп. Игры. Дети растут закрыто в семьях (педагог-родитель, 45 лет) (педагог, 24 года);
• Мотивация у детей совсем другая. Социум влияет на выбор детей (педагог-родитель, 32 года);
• Игры заменяет компьютер и телевизор, пропаганда которых вокруг ребёнка постоянно (педагог, 25 лет);
• Из-за телевидения, интернета (педагог, 39 лет);
• Комп., телевизор, сотовый телефон отнимают всё свободное время у детей (педагог, 42 года);
• Дети очень загружены в школе. Появились другие современные занятия, например, компьютер (педагог, 32 года)
• Родители мало рассказывают детям об играх своего детства (педагог, 34 года);
• Потому что родители мало занимаются детьми. Проще усадить ребёнка за компьютер и заниматься своими делами (родитель, бабушка, 61 год);
• Перегруженность школьной программы требует наличия компьютера. Есть компьютер – есть виртуальные игры, не требующие наличия партнёра (родитель, 49 лет);
• Из-за социальных сетей и компьютерных игр ребёнок перестаёт общаться со сверстниками непосредственно (студентка. 18 лет);
• Дети игры не знают, а взрослым недосуг этим заниматься (педагог, 52 года);
• Отсутствует преемственность поколений. Дети заняты комп. играми (родитель, 28 лет).

Выводы:
Респонденты-взрослые определяют несколько причин исчезновения народных и дворовых игр из досуга современных детей:
1. Наличие компьютеров, интернета, телевидения
2. Перегруженность детей занятиями в школе
3. Пассивность взрослых, в том числе, родителей, которые не передают свой опыт детям.
4. Обесценивание живого общения, поэтому предпочтение получает виртуальное общение в социальных сетях.


4. Существуют ли негативные последствия исчезновения подвижных игр из досуга современных детей?

70 респондентов из 72 ответили утвердительно на этот вопрос.

Варианты ответов:
• Минус для здоровья, отсутствие навыков общения (36 лет, педагог);
• Да. Преобладает сидячий образ жизни. Как следствие – ожирение, сколиоз
• Гиподинамия у детей. Неумение общаться в реальном времени. Сужен круг интересов (педагог-родитель, 30 лет).
• В играх дети общаются и сдруживаются. Отсутствие игр ведёт к тому, что у них нет друзей. Отсюда чувство одиночества, психические расстройства, суицид. Вред несут игры стрелялки, которые заменили дворовые (мама, 42 года)
• Игры – это часть национальной культуры, поэтому их исчезновение ведёт к утрате народной самобытности. Кроме того, исчезновение подвижных игр отрицательно сказывается на здоровье детей и на общении друг с другом (педагог, 32 года);
• Забывается, утрачивается история (родитель, 28лет);
• У детей, которые всё свободное время проводят за компьютером, развивается малоподвижность, они бывают агрессивными (родитель, бабушка, 61 год);
• Дети становятся замкнутыми, менее работоспособными, вялыми… зависимыми от электронной техники (студентка, 20 лет);
• Подвижные игры помогают детям общаться. Ребёнок направляет свою энергию на физическую активность, а не на сидение перед компьютером (студентка, 20 лет);
• С каждым годом дети становятся всё апатичнее. Самореализуются в виртуальной реальности. Меньше радуются «простым» вещам, «простому» общению (педагог, 31 год).
Выводы: 97.2% считают, что существуют негативные последствия исчезновения подвижных игр из досуга современных детей: утрата народной самобытности, гиподинамия, отсутствие навыков общения.

5. Пути решения проблемы возрождения народных и дворовых подвижных игр.

…родителям и педагогам нужно учить детей играть (педагог, 24 года);
…проводить внеклассные мероприятия с детьми на свежем воздухе (педагог, 28 лет);
…знакомить детей с этими играми на внеурочных мероприятиях (школа), а также родители должны знакомить с ними с малых лет (родитель, 35 лет);
…как можно больше рассказывать детям, а самое главное – играть, не перекладывать работу на детские сады, школы и др. (родитель, 28 лет);
… возрождение игр надо начинать с дошкольного возраста: воспитателю в детском саду и родителям во дворе. Старшее поколение должно показать детям игры своего детства (бабушка, 67 лет);
… ввести в школьный курс физкультуры обучение подвижным народным играм, не требующим дорогого спортинвентаря (родитель, 49 лет)
… строить игровые площадки. Пропагандировать игры (педагог, 28 лет);
… выйти со своими детьми на улицу (студентка, 19 лет);
… надо развивать интерес не к компьютеру, а к догонялкам. Это зависит от родителей. Родителям не садить ребёнка перед телевизором, чтобы он не плакал, а читать книги, играть. Показать, что это весело (Студентка, 19 лет);
… нужны телепередачи об играх (педагог и родитель);
… поставить во дворах биг-борды, демонстрирующие подвижные игры (родитель, 52 года)
… проводить фестивали народных игр. Больше играть в оздоровительных лагерях (педагог, 52года);
…нужны игровые площадки (мать троих детей, 37 лет);

Какие варианты профилактики компьютерной зависимости и более активного использования подвижных игр в жизни современных детей предлагают участники анкетирования?

- Родители должны ограничить время пребывания ребёнка у компьютера. Тогда у ребёнка появится свободное время для игр во дворах (студент, 19 лет);
- Родителям стоит ограничить доступ к компьютеру. Чаще стоит выходить на прогулку с детьми. Я могу предложить игру в классики, т.к. это простая и забавная игра (студентка, 20 лет);
- Использовать компьютер только в учебном процессе. Активно внедрять подвижные игры в школе (педагог, 30 лет)
- Запрещать детям с раннего возраста много сидеть за компьютером. Меньше выпускать компьютерных игр (студентка,20 лет);
- Забрать компьютер у маленьких детей. Пусть воздухом дышат! (бабушка, 64 года)
- Убрать комп! И родителям больше времени проводить с детьми (студентка, 19 лет).

ВЫВОДЫ:

1) 70 взрослых высказались за сохранение детских традиционных подвижных игр. Это составляет 97,2% опрошенных.
2) 70 респондентов из 72 отметили негативные последствия исчезновения подвижных игр из досуга современных детей. Это составляет 97,2% опрошенных.
3) Пути решения этой проблемы:
• возрождение игр начинать с дошкольного возраста.
• родителям и педагогам нужно учить детей играть.
• проводить фестивали народных игр.
• ввести в школьный курс физкультуры обучение подвижным народным играм.
• нужны телепередачи об играх.
• оборудовать игровые площадки для детей среднего и старшего школьного возраста во дворах.