Проекты → Тренинг "Равный обучает равного"

Добавлено: 01.02.2013

ТРЕНИНГ «РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО»

Материалы: бумага формата А-2, А-3, А-4, маркеры, ручки, скотч, ножницы.
Цель: обучение учащихся умениям и навыкам проведения профилактического тренинга.

1. Представление темы и цели тренинга.

2. Игра-разминка «Олени».
Участники выстраиваются в два круга (внешний и внутренний), становясь лицом друг к другу.
ВЕДУЩИЙ: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы трётесь о правое ухо своего партнёра, а затем то же самое проделываете с левым ухом. В завершение приветствия потопайте ногами! В результате внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поздороваются друг с другом таким образом».

3. Правила (нормы) работы.
Организатор тренинга напоминает, что правила помогут провести тренинг более эффективно.
Правила могут быть написаны заранее или оформляются во время тренинга:
• Правило правой руки
• Язык «Я»
• Каждое мнение имеет право на существование
• Говорит один и т.п.
Участники тренинга принимают (голосованием) эти правила. Возможен вариант: они подписываются под этими правилами.

4. О принципе «Равный обучает равного».
Вчера вы принимали участие в тренинге «Профилактика ВИЧ-СПИДа».
Этот профилактический тренинг разработан на основе принципа «Равный обучает равного».
- Как вы думаете, что означает это название «Равный обучает равного?»
(Высказывания по кругу).
- Насколько эффективен такой способ передачи информации?
(Высказывания по кругу фиксируются на листе ватмана).

4. Плюсы и минусы принципа «Равный обучает равного».
Мы пришли к выводу, что обучение по принципу «Равный обучает равного» эффективно и даёт хороший результат.
Давайте попробуем вместе определить плюсы такого вида образования.
(Вывешивается лист ватмана, разделённый на две части: плюсы и минусы. Помощник тренера фиксирует высказывания).
Итак, каковы же «плюсы» обучения по принципу «Сверстник обучает сверстника»?
Затем участники тренинга называют «минусы» образовательной работы по принципу «Равный обучает равного».
В заключение следует краткий вывод о плюсах и минусах подобного способа передачи информации.
В качестве примера – суждения членов клуба ЮНЕСКО «Дружба»

Слабые и сильные стороны тренера-старшеклассника
или плюсы и минусы тренинга «Равный обучает равного»

Плюсы Минусы
1. Знание ценностей и потребностей ровесников. 1Недостаточная информированность по теме тренинга.
2. Разговор на одном языке. 2. Тренер может быть не воспринят в качестве эксперта.
3. Высокая степень доверия к ровеснику-тренеру. 3. Не хватает веры в собственные слова и силы.
4. Равенство в отношениях. 4. Недостаточно развиты лидерские качества.
5. Одинаковый опыт. 5. Не всегда достаточно быть похожим (равным), чтобы убедить в своей правоте.

5. Варианты применения знаний, полученных на профилактическом тренинге.
Вчера во время рефлексии многие из вас говорили, что вам было интересно, что вы узнали много нового и полезного.
А каким образом вы сможете применять эту информацию?
(Высказывания по кругу).
Вывод: варианты применения этой информации –
- индивидуальное консультирование или информирование своих сверстников по данной проблеме;
- выступления на классных часах;
- проведение профилактических тренингов в своих учебных заведениях.

6. Игра «Броуновское движение».
Под музыку участники начинают хаотично двигаться по комнате. Когда ведущий говорит: «По 2!», они объединяются в команды по 2 человека. (Затем 3, 4, 5, 6 и т.д.). Игра продолжается 2-3 минуты. Последняя команда ведущего тренинга: «По 4!»

7. Упражнение «Портрет организатора тренинга».
Цель: назвать основные качества организатора тренинга, умения и навыки, которыми он должен владеть.
Каждая микрогруппа получает лист формата А-3, маркеры и выполняет это упражнение в течение 5-7 минут. Затем команды комментируют свои «портреты».
Участники тренингов «Равный обучает равного», проведенных в клубе ЮНЕСКО «Дружба», называют следующие качества, умения и навыки, которыми должен владеть тренер:
Качества: заинтересованность в теме тренинга,
информированность,
доброжелательность,
открытость,
уважение к слушателям,
развитая речь,
уверенность в своих силах,
активность,
отсутствие нетерпимости (толерантность), организованность,
искренность, то есть, следование в повседневной жизни позитивной модели поведения.

Умения и навыки: разработки программы тренинга,
работы с малой группой и в команде,
культуры общения (в том числе, умение слушать и слышать),
проведение игр.
Естественно, этот перечень далеко не полный, Следует отметить, что старшеклассники предъявляют высокие требования к организатору тренинга!
(Далее участники сидят по кругу).

8. Методы работы с группой – это тема следующей части тренинга «Равный обучает равного».
Какие методы работы с группой вы можете назвать? Найти ответ на этот вопрос нам поможет метод мозгового штурма. Он проводится следующим образом:
1. Формулируется вопрос, например, «Какие методы работы с группой были использованы вчера при проведении тренинга «Профилактика ВИЧ-СПИДа».
2. Участники мозгового штурма дают свои варианты ответов на этот вопрос.
3. Все высказывания фиксируются на листе ватмана.
(Сверху заголовок «Методы работы с группой»).



Методы работы с группой
1. Дискуссия.
2. Мозговой штурм.
3. Ролевая игра.
4. Выполнение коллективных заданий.
5. Игры, игровые упражнения:
• на знакомство;
• игры-разминки (энерджайзеры);
• игры на создание команд;
• коммуникативные;
• ритуал завершения работы группы.
6. Сообщение информации (лекция, беседа)
7. Использование аудио-визуальных средств и наглядных пособий (фильм, видеозапись, таблицы, плакаты и т.п.)
В заключение мозгового штурма ведущий тренинга подводит итоги коллективной работы, зачитывая по порядку названия всех методов, зафиксированные на плакате «Методы работы с группой».

8. Игра «Лечо».
Организатор тренинга идёт по кругу и каждому из участников даёт название одного из компонентов салата (помидор, перец, масло, лук). Затем участники объединяются в 4 микрогруппы «помидоры», «перцы» и так далее.

9. Упражнение «Мозаика».
Портрет идеального организатора тренинга мы создали.
А теперь давайте попробуем совместно определить, какова технология проведения профилактического тренинга.

(Вывешивается табличка «Технология – совокупность действий, выполняемых в строго установленном порядке для достижения конкретной цели»).

Каждая микрогруппа получит сейчас «Мозаику». Это названия отдельных этапов, частей профилактического тренинга. (Набраны на компьютере, формат А-4).
Пожалуйста, в течение пяти минут постарайтесь собрать эту мозаику, то есть определить, что вы делаете в начале тренинга и далее – до завершения работы.
(Работа в микрогруппах).

Затем первая и вторая, третья и четвёртая микрогруппы объединяются с этой же целью.
Каждая группа представляет свой алгоритм через 3-5 минут.
Затем организатор тренинга «Равный обучает равного» вывешивает плакат «Этапы проведения тренинга». Группы оценивают, насколько правильно они выполнили это задание.

Этапы проведения тренинга
1. Представление тренеров.
2. Сообщение темы и цели тренинга.
3. Знакомство, установление комфортных отношений в группе.
4. Определение или уточнение правил работы группы.
5. Оценка уровня информированности (анкета, викторина, вопросы по теме тренинга)
6. Информационный блок.
7. Моделирование отношения к проблеме и соответствующего поведения (игры, дискуссии, упражнения и другие методы).
8. Рефлексия (обратная связь, оценка своего участия).

11. Общий вывод. Можете ли вы сейчас сказать: «Я знаю алгоритм разработки тренинга и могу разработать свой собственный профилактический тренинг».
(Высказывания участников).

12. Наш тренинг завершается.
Мы обсудили с вами очень важную проблему «Разработка профилактического тренинга, построенного на основе принципа «Равный обучает равного».
Хотелось бы узнать, насколько вас удовлетворила совместная работа. Какое у вас настроение?
(Игра «Прогноз погоды»).


Октябрь 2005 г. Кулик Л.Г., методист, руководитель
клуба ЮНЕСКО «Дружба».